+375 (17) 392-61-89
Консультация инженера-акустика
+375 (29) 633-16-11

Акустика домашних кинотеатров (журнал "Элит Дом")

26
апреля
2014

Акустика домашних кинотеатров (журнал "Элит Дом")

Журнал "Элит Дом"

Запустим акустику

В последние годы домашний кинотеатр или комната для прослушивания музыки стали неотъемлемой частью современного элитного жилья. Однако отношение к их обустройству еще далеко от идеального. Обычно тщательно выбирается аппаратура, а вопросы акустики самого помещения решаются в последнюю очередь. Поэтому нередко случается так, что весьма дорогостоящая аппаратура звучит вполовину своих возможностей. Мы попросили рассказать о том, как добиться качественного звучания в подобных помещениях, ведущего инженера-акустика компании "Акустические Материалы и Технологии" Александра Боганика.

- Какие основные моменты надо учитывать при создании полноценной акустики помещения для прослушивания?

- Самое главное необходимо представлять, что это комплексное мероприятие. Качественное воспроизведение звука возможно только при решении двух вопросов: звукоизоляции и акустического оформления помещения. Заказчики порой говорят: "Вопрос звукоизоляции нас не беспокоит". Но это не совсем правильный подход. Во-первых, в то время как находящихся в зрительном зале мощный звук приводит в восторг, остальных обитателей дома или соседей он сильно угнетает. Во-вторых, меры по звукоизоляции пусть косвенно, но влияют на состояние акустической среды в домашнем кинотеатре или музыкальной комнате. Поэтому еще на стадии проектирования надо продумать хорошую звукоизоляцию ограждающих конструкций.

- Как добиться высоких показателей звукоизоляции помещения домашнего кинотеатра?

- Прежде всего, правильно выбрать помещение для его установки. Средний уровень громкости домашнего кинотеатра примерно 90 дБА. Если кинотеатр будет находиться интегрировано с другими помещениями, то индекс звукоизоляции пола, потолка и стен должен составлять не менее 62 дБ. Тогда на выходе получится около 30 дБА. Для того чтобы добиться таких результатов, лучше всего разместить кинотеатр на цокольном этаже или в подвале. Почему именно здесь? Ограждающие конструкции здесь массивнее и толще, так как они несущие. Поэтому в подвале показатели звукоизоляции изначально лучше. Но, несмотря на это, случается, что только одних кирпичных стен для звукоизоляции недостаточно. Не решит проблему и простое увеличение толщины стены. Дело в том, что индекс звукоизоляции стены в полкирпича, оштукатуренной с обеих сторон, составляет 47 дБ. Это цифра, проверенная годами. Для стен кинотеатра нужно хотя бы 57 дБ. Казалось бы, если есть такая возможность: достраиваем еще полкирпича и порядок! Согласно здравому смыслу должно получится: 47 плюс 47, ну если не 94, то хотя бы не менее 80 дБ. А на практике оказывается всего лишь 54 дБ! Только выложив полуметровую кирпичную стену, мы добьемся необходимого результата - индекс звукоизоляции окажется около 60 дБ. Но настолько утолщать все стены в доме - решение не всегда приемлемое. Поэтому в дополнение к массивным несущим стенам и перекрытиям следует применять легкие многослойные конструкции, которые позволяют повысить звукоизоляцию без существенного увеличения массы и толщины.

- Вы рекомендуете подвал, но многие любят устраивать домашний кинотеатр в мансарде.

- Да, почему-то это очень популярно. Но с точки зрения звукоизоляции не рационально. Обычно перекрытия мансарды выполнены на металлических или деревянных балках. Даже в кирпичных и бетонных домах, не говоря уже о деревянных. А эффективно изолировать низкие частоты, которые мощно звучат в любом в хорошем кинотеатре, могут только массивные преграды. Дополнительно нагружать тонкие перекрытия мансарды нельзя, а многослойные конструкции для низких частот, к сожалению, малоэффективны. Еще один момент: домашние кинотеатры, устроенные в мансарде, часто оказываются расположенными над спальнями и рядом с детскими, которые также почему-то принято там размещать. То есть, рядом с комнатами, где обязательно должно быть тихо. Такой планировки следует по возможности избегать. Кроме того, в мансарде находятся окна - еще один путь утечки шума и проблемное место с точки зрения создания хорошей акустической среды. Заметьте: в подвале окон нет.

- Но в подвале есть дверь. Не будет ли звук в 90 дБ свободно преодолевать эту преграду?

- Не будет, если дверь хорошо звукоизолировать. Для этого надо сделать ее массивной, снабдить порогом, уплотнить по притворам и закрыть на замок-фиксатор. А еще лучше установить тамбур: две вышеописанные двери с воздушным промежутком. Внутренние поверхности тамбура (стенки по периметру и полотнища дверей) рекомендуется облицевать звукопоглощающим материалом. Также для домашнего кинотеатра важно не иметь общей системы вентиляции со спальными комнатами. Чтобы в спальне не было слышно то, что доносится из динамиков. Это во-первых. А во-вторых, сами вентиляторы и воздуховоды должны быть "тихими". Гул работающего вентилятора, как правило, низкочастотный. Теперь представьте: вы смотрите или слушаете что-то изящное в сопровождении "тяжелого" монотонного гула. Это раздражает.

- Со звукоизоляцией вроде разобрались. А что собой представляет акустическое оформление помещения?

- Для того чтобы в зале для прослушивания или просмотра был качественный звук, этот зал не должен привносить в звучание каких-либо искажений. Временных задержек или дополнительных тембров. Необходимо, чтобы звук воспроизводился именно таким, каким он был записан на студии. Во время записи происходят операции сведения, мастеринга, в результате которых звукорежиссер настраивает звучание. Его уши - это своеобразный эталон, благодаря которым звук становится красивым, сочным, правдоподобным. Конечно, если это хороший звукорежиссер. Так вот, сведение, как правило, происходит не в наушниках, а с помощью динамиков в помещении с оптимальными акустическими характеристиками. И для того чтобы оценить записанное, в комнате для прослушивания должны быть аппаратура и акустическое оформление, идентичные тем, которые существуют в студии. Поэтому создание акустики домашнего кинотеатра или музыкальной комнаты предполагает две фазы. Первая - строго научные расчеты, как добиться на объекте оптимального звучания. Вторая - воплощение замысла. Это уже творческая работа, в которой можно опираться только на собственные слух и опыт.

- То есть, на интуицию. Фактически, вы тоже становитесь звукорежиссером.

- Да. Среди инженеров-акустиков даже существует такой термин - "настройка". Мы слушаем те же динамики, но настраиваем не звуковой ряд, а помещение.

- Как происходит процесс "настройки"?

- Это зависит от параметров помещения и от требований самого заказчика к звучанию. Потому что часто предпочтение отдается не качеству звучания, а дизайну комнаты. Если все же важнее звук, то к "настройке" необходимо подготовиться уже на стадии проектирования. Дело в том, что в самом проекте могут содержаться решения, сводящие на нет возможности дорогой аппаратуры. Распространенная ошибка - проектировать помещение для домашнего кинотеатра как зал с естественной акустикой, а не с электроакустикой. А ведь разница между ними существенная. Источник естественного звука, можно сказать, находится в одной точке (на сцене), и он достаточно тихий. Поэтому задача архитектора, который проектирует зал с такой акустикой - равномерно распределить звук по помещению без существенного ослабления. В домашнем кинотеатре ситуация иная. Здесь звук многоканальный, его и так везде слышно. И он достаточно мощный, что, как правило, его требуется наоборот приглушать. Кроме того, для отделки кинотеатров дизайнерами интерьеров часто предусматриваются материалы, неприемлемые с точки зрения хорошего звучания для залов с любой акустикой. Например, отделка гипсокартонными листами, которые при больших поверхностях ощутимо "звенят" на средних и высоких частотах. С другой стороны, некоторые параметры среды помещения, влияющие на качество звучания, точно рассчитать невозможно. Скажем, рассеяние и поглощение звука в помещении зависит от температуры и влажности воздуха. И прогнозировать этот показатель можно лишь приблизительно. Кроме того, значения акустических характеристик применяемых материалов, измеренные в лабораториях на образцах, могут весьма значительно отличаться от реальных. Поэтому грамотный проектировщик продумает все таким образом, чтобы изменения, которые, скорее всего, понадобятся, сильно не повлияли на внешний вид помещения и не требовали существенной перестройки его ограждающих конструкций. Например, подвесной потолок в домашнем кинотеатре мы проектируем из сегментов, небольших плит. В процессе настройки необходимое число плит без особого труда можно заменить на плиты в данном случае более подходящие по акустическим критериям. Ломать потолок и делать новый не требуется.

- Насколько влияет геометрия помещения на качество звука?

- Если сделать зал в форме параллелепипеда с гладкими жесткими стенами, то звук от параллельных стен будет многократно отражаться и усиливаться. А если площадь параллельных поверхностей большая, возникнет эффект "порхающего эха", когда на высоких частотах звук видимо искажается. Чтобы это предотвратить, стены в залах для прослушивания или просмотра фильмов выстраивают не параллельно, под некоторым углом. И все же, несмотря на то, что в многоканальной электроакустике геометрия помещения несомненно важна, не она является определяющей. Если у вас "правильный" угол между стенами, но гулкое помещение, то многоканальный звук будет образовывать примерно такую же "кашу", как и при параллельных стенах. А гулкий и, наоборот, слишком "сухой" звук - самые характерные изъяны, которые приходится исправлять.

- Таким образом, "настройка" - это применение звукопоглощающих отделочных материалов?

- Да, именно звукопоглощающих, а не звукоизоляционных. Мягких, пористых, хорошо продуваемых звуковыми колебаниями. Задача которых - поглотить "лишний" звук, чтобы сделать звучание прозрачным и сбалансированным, не глухим, но и не слишком звонким.

- Что же такое это "лишнее"?

- Ну, прежде всего, паразитные отражения. Важно чтобы к зрителю приходил прямой звук именно от динамиков, а не задержавшийся при отражении от каких-либо элементов интерьера. Но и здесь нельзя перебарщивать. При чрезмерно высоком поглощении, когда все возможные отражающие поверхности облицовываются звукопоглотителями, отраженный звук исчезает вовсе. Тогда звучание приобретет "резкий" оттенок, который быстро утомляет слух, как повышенная четкость изображения быстро утомляет глаза. Помимо этого, "лишним" может быть высокое время реверберации - время спада звуковой энергии после выключения звука. Что это значит? Например, есть замкнутое помещение, в котором не предусмотрены звукопоглотители. Тогда звук будет отражаться от одной поверхности к другой, при этом усиливаясь. Как на лестничной клетке: вы крикнете, и ваш голос, многократно отраженный от оштукатуренных и покрашенных, а, следовательно, жестких стен, будет хорошо слышен многими этажами ниже и выше. И, напротив, в поле, где отражающих поверхностей за исключением земли нет, стоит только повернуть голову в сторону от собеседника, чтобы он совсем перестал вас слышать. Для домашних кинотеатров, комнат прослушивания есть свои, оптимальные требования по величине времени реверберации, которые обязательно должны обеспечиваться. За счет продуманного сочетания отражающих и поглощающих материалов. В этом и проявляется искусство акустика: не максимально, а правильно заглушить помещение. Только тогда зрителям и слушателям будет комфортно воспринимать звук.

- Учитывается ли при "настройке" другой баланс - баланс частот?

-Конечно. Ведь мы говорим о том, что звук не должен искажаться, то есть, звучать по-другому, чем он был записан. Поэтому, как правило, амплитудно-частотная характеристика помещения рассчитывается и настраивается как можно более ровной. Хотя возможно по желанию заказчика "подчеркнуть" ее на каком-либо участке, например на низах. Но если заказчик предпочитает какую-то конкретную модель звуковых колонок из-за ее специфического звучания, можно все испортить, если помещению придать собственный "характер".

- Музыкальные инструменты со временем расстраиваются, а насколько хватает "настройки" помещения?

- Говорить о сроке службы "настройки" самого помещения не приходится. Потому что здесь нет никаких динамических элементов, которые могут достаточно быстро выйти из строя. Акустика ухудшается только тогда, когда что-то происходит с ограждающими конструкциями и существующими элементами декора. Например, если в помещении заменили мебель, шторы на окнах, постелили или убрали палас и т.д. Применяемые современные звукопоглощающие материалы имеет большой срок службы, и поэтому их заменяют во время очередного ремонта, как правило, с целью обновления дизайна, чем по причине ухудшения акустических свойств.

Александр Левенко

Вернуться к списку